Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Оч.умелые ручки»
Программа направлена на развитие творческих способностей и личности ребенка средствами художественного труда и изобразительной деятельности и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Срок освоения - 2 года.
Программа занятий
Содержание учебного плана первого года обучения
Раздел 1. Бумагопластика. Работа с бумагой и картоном.
Теория. Азбука бумагопластики. Материалы, инструменты, применяемые в работе. Способы изготовления плоских и объемных изделий.
Практическая работа. Предметная, сюжетная, декоративная аппликация, нетрадиционная аппликация.
Оборудование: ножницы, клей, цветная бумага, картон, бумага различной текстуры и формата, салфетки цветные и декоративные.
Раздел 2. Рисование
Теория. Материалы, инструменты, применяемые в работе. Новые техники.
Практическая работа. Развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции, цветовосприятие), воображение и творчество.
Обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую, декоративную трактовку образов.
Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности.
Совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками, мягкими графическими и нетрадиционными материалами, свободно экспериментировать, смешивать цвета, самостоятельно выбирать материалы для создания художественного образа.
Оборудование: гуашевые и акварельные краски, кисти различной толщины, палитра, стаканчики для воды, подставки для кистей, приспособления для рисования в нетрадиционных техниках (поролон, ватные палочки, зубные щетки, штампы, трубочки, восковые мелки).
Раздел 3. Работа с природным материалом
Теория. Представление об эстетике народного творчества в работе с природными материалами. Заготовка и применение. Различные способы засушивания природного материала. Хранение сухих растений. Окраска засушенных изделий гуашью и чернилами.
Миниатюры и коллаж из природного материала.
Практическая работа. Сбор и подготовка природного материала к работе.
Экспериментирование путем сочетания природных материалов с материалами природного происхождения (веревка, грубая льняная ткань, мешковина). Поиск новых сочетаний природных материалов для получения выразительного образа.
Выполнение композиций в технике аппликации из растений, из целых форм, из частей растения.
Оборудование: скальпель, ножницы, песок, крупа, коробки, бура, клеящие составы, природный материал для декорирования (желуди, шишки, семена и т.д.).
Раздел 4. Работа с соленым тестом, глиной, пластилином
Теория. Композиция. Сюжетная многофигурная композиция. Основы составления многофигурных композиций. Изготовление 2-3-х фигурной композиции. Коллаж, виды, варианты изготовления. Техника «коллаж», материалы и инструменты, используемыми при работе в данной технике.
Практическая работа. Изготовление объёмных фигур, рельефных изображений стилизованных, полых фигурок животных по мотивам народного творчества (Кожлянская игрушка, Дымковская игрушка).
Оборудование: глина, пластилин, мука (соль), стеки пластиковые, картон, доски для лепки, фольга.
Раздел 5. Работа с бросовым материалом
Теория. Знакомство с понятием экология. Использование вторсырья для творчества.
Практическая работа. Совершенствовать технику моделирования из фольги.
Развивать чувство формы и пропорции. При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок - пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др.
Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.
Оборудование: клеящие составы, бросовый материал (пластиковые коробки, крышки, стаканчики, трубочки и др.), ножницы.
Раздел 6. Работа с нитками
Теория. Возможности и разнообразие материалов для изготовления стилизованных цветов, их применение и разнообразие. Знакомство с понятием изонить.
Практическая работа. Создание картин с различными сюжетами на разные темы. Знакомство с техникой изонить.
Оборудование: клеящие составы, ножницы, нитки разной толщины, текстуры.
Раздел 7. Работа с тканью, фетром
Теория. Краткие сведения из создания изделий из лоскутка. Материалы для лоскутной техники: ткани, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева. Практическая работа. Закрепить и обогатить представления о лоскутном шитье, учить создавать коллективную работу, выполняя свою часть в соответствии с общим замыслом.
Оборудование: клеящие составы, ножницы, картон, разнообразная ткань и цветной фетр, тесьма, ленты, кружева.
Раздел 8. Художественная роспись
Теория. Знакомство с русским народным прикладным творчеством, видами росписи, их историей.
Практическая работа. Закрепить и обогатить знания, навыки в росписи по дереву (городецкая роспись, хохлома), по керамике (кожлянская, дымковская роспись), жостовская роспись.
Знакомство с техникой исполнения, основными мотивами узоров, развивать цветовосприятие.
Оборудование: гуашевая краска, кисти различной толщины, баночки для воды, салфетки, подставки для кистей.
Содержание учебного плана второго года обучения
Раздел 1. Бумагопластика. Работа с бумагой и картоном.
Теория. Азбука бумагопластики. Материалы, инструменты, применяемые в работе. Способы изготовления плоских и объемных изделий.
Практическая работа. Знакомство с новыми видами ДПИ: папье-маше, квилинг, декупаж, пейп-арт), с технологией выполнения, историей развития.
Оборудование: ножницы, клей, цветная бумага, картон, бумага различной текстуры и формата, салфетки цветные и декоративные.
Раздел 2. Рисование
Теория. Материалы, инструменты, применяемые в работе. Новые техники.
Практическая работа. Совершенствовать технику владения гуашевыми и акварельными красками (смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, умело пользоваться кистью; умело проводить кистью в разных направлениях, создавать элементы узора всей кистью и концом); учить рисовать акварельными красками; познакомить с приёмами рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками, углём, сангиной.
Оборудование: гуашевые и акварельные краски, кисти различной толщины, палитра, стаканчики для воды, подставки для кистей, приспособления для рисования в нетрадиционных техниках (поролон, ватные палочки, зубные щетки, штампы, трубочки, восковые мелки), пастель, уголь, сангина.
Раздел 3. Работа с природным материалом
Теория. Представление об эстетике народного творчества в работе с природными материалами. Заготовка и применение. Различные способы засушивания природного материала. Хранение сухих растений. Окраска засушенных изделий гуашью и чернилами.
Миниатюры и коллаж из природного материала.
Практическая работа. Сбор и подготовка природного материала к работе.
Экспериментирование путем сочетания природных материалов с материалами природного происхождения (веревка, грубая льняная ткань, мешковина). Поиск новых сочетаний природных материалов для получения выразительного образа.
Выполнение композиций в технике аппликации из растений, из целых форм, из частей растения.
Композиции из оболочек луковиц гладиолусов, лука, чеснока, аира, апельсиновой кожуры, и т.д.
Оборудование: скальпель, ножницы, песок, крупа, коробки, бура, клеящие составы, природный материал для декорирования (желуди, шишки, семена и т.д.).
Раздел 4. Работа с соленым тестом, глиной, пластилином
Теория. Композиция. Сюжетная многофигурная композиция. Основы составления многофигурных композиций. Изготовление 2-3-х фигурной композиции. Коллаж, виды, варианты изготовления. Техника «коллаж», материалы и инструменты, используемыми при работе в данной технике.
Практическая работа. Изготовление объёмных фигур, рельефных изображений стилизованных, полых фигурок животных по мотивам народного творчества (Кожлянская игрушка, Дымковская игрушка).
Декоративные подвески для оформления интерьера.
Знакомство с полимерной глиной.
Оборудование: клеящие составы, бросовый материал (пластиковые коробки, крышки, стаканчики, трубочки и др.), ножницы.
Раздел 5. Работа с бросовым материалом
Теория. Знакомство с понятием экология. Использование вторсырья для творчества.
Практическая работа. Совершенствовать технику моделирования из фольги.
Развивать чувство формы и пропорции. При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок - пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др.
Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.
Оборудование: клеящие составы, бросовый материал (пластиковые коробки, крышки, стаканчики, трубочки и др.), ножницы.
Раздел 6. Работа с нитками
Теория. Возможности и разнообразие материалов для изготовления стилизованных цветов, их применение и разнообразие. Знакомство с понятием изонить.
Практическая работа. Создание картин с различными сюжетами на разные темы. Расширить навыки в вышивке лентами, учить составлять узоры, воплощать замысел в работе. Знакомство с техникой изонить.
Оборудование: клеящие составы, ножницы, нитки разной толщины, текстуры.
Раздел 7. Работа с тканью, фетром
Теория. Краткие сведения из истории тряпичной куклы на Руси. Многообразие тряпичных кукол. Игровые куклы. Обрядовые куклы. Обереги. Характеристика используемых материалов и инструментов. Технология изготовления куклы - закрутки.
Краткие сведения из создания изделий из лоскутка. Материалы для лоскутной техники: ткани, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева. Знакомство с росписью по ткани (батиком).
Практическая работа. Закрепить и обогатить представления о лоскутном шитье, учить создавать коллективную работу, выполняя свою часть в соответствии с общим замыслом.
Познакомить с новым видом ДПИ, технологиями выполнения росписи по ткани, показать красоту изделий, учить рисовать в определенной последовательности
Оборудование: клеящие составы, ножницы, картон, разнообразная ткань и цветной фетр, тесьма, ленты, кружева.
Раздел 8. Художественная роспись
Теория. Знакомство с русским народным прикладным творчеством, видами росписи, их историей.
Знакомство с искусством витража.
Практическая работа. Закрепить и обогатить знания, навыки в росписи по дереву (городецкая роспись, хохлома), по керамике (гжель, дымковская роспись) Знакомство искусством витража, техникой его исполнения, основными мотивами узоров, развивать цветовосприятие.
Оборудование: гуашевая краска, кисти различной толщины, баночки для воды, салфетки, подставки для кистей.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»